В теории рисков и контроля корпоративную культуру рассматривают как важную часть контрольной среды. Сегодня на профессиональных конференциях всё чаще звучат высказывания о необходимости оценки контрольной среды с фокусом на аспекты корпоративной культуры. Это, несомненно, правильная рекомендация для тех случаев, когда есть задача оценки, распространяющейся на всю компанию. Ведь такой срез позволяется глубже понять ценности, убеждения, стимулы поведения людей, и насколько эти стимулы сопоставимы с видением и ценностями организации.

Во второй половине 2000-х я участвовал в проекте, посвященном выработке подхода и методологии аудита корпоративной культуры. На фоне других консультационных проектов, типичных для того времени, данное задание выглядело необычно. Тогда я исследовал много информации по теме, однако какого-то конкретного руководства (инструкции, программы, практических примеров) найти не удавалось. Большинство похожих методик касалось вопросов корпоративного управления, бизнес-этики, вопросов противодействия мошенничеству, стратегии, управления человеческими ресурсами. В любом случае наработки по этим темам смогли дать лишь определенные подсказки — пришлось много обсуждать и дискутировать. Также у клиента было свое строгое профессиональное видение по этому вопросу. В итоге получился очень интересный документ — и полученный опыт пригодился для многих других проектов и заданий в будущем.

Данная тема потом стала развиваться, и всё больше компаний стало вовлекаться в подобные «упражнения» и (даже) извлекать пользу из такого или почти такого аудита. А недавно Chartered Institute of Internal Auditors (CIIA, Великобритания и Ирландия), выпустил брошюру, посвященную вопросам корпоративной культуры и подходам к аудиту корпоративной (организационной) культуры (скачать). Поскольку эта ‘методичка‘ всё же для внутренних аудиторов, она во многом даёт видение этого вопроса через понимание ‘риск-культуры’ (risk culture). В ней приводится и ряд ссылок на корпоративные примеры рассмотрения и оценки корпоративной культуры аудиторами. Также институтом CIIA проводится исследование ‘Аудит культуры‘ о том, как это делается такой аудит в разных компаниях, в котором может поучаствовать каждый.

Реклама